Между Украиной и США подписано соглашение о взаимной помощи между таможенными администрациями

usa_ua23 мая 2016 года между правительством Украины и Соединенных Штатов Америки было подписано соглашение о взаимной помощи между таможенными администрациями.

До подписания данного соглашения Украина и США сотрудничали в таможенной сфере на основании соглашения, подписанного во времена Советского Союза в 1990 году.

Соглашение от 23 мая 2016 предусматривает упрощение порядка обмена информацией, необходимой для предупреждения, расследования и пресечения таможенных правонарушений, наносящих вред экономическим интересам обеих стран.

Учитывая успешный опыт Соединенных Штатов Америки в совершенствовании таможенных процедур и переподготовке работников таможенных органов, соглашение о взаимной помощи между таможенными администрациями будет способствовать эффективному реформированию и модернизации таможенных органов Украины.

Украинские компании получили доступ к участию в госзакупках ВТО

wto18 мая 2016 года завершено официальную процедуру присоединения Украины к Соглашению ВТО о государственных закупках (Agreement on Government Procurement).

На основании данного Соглашения украинские компании получили возможность выйти на рынок государственных закупок 45 стран-участниц соглашения ВТО, которыми, в частности есть: страны ЕС, США, Канада, Япония, Сингапур, Корея, Тайвань, Гонконг и другие.

По данным Министерства экономического развития и торговли Украины общий объем рынка государственных закупок ВТО оценивается в 1,7 триллиона долларов США ежегодно, что более чем в 30 раз превышает объем украинского экспорта в 2014 году.

В Министерстве отметили, что соглашение распространяет главный принцип ВТО - равный доступ к рынкам - на сферу государственных закупок. Иностранцы будут иметь полный доступ к украинским государственным тендерам так же, как украинцы - к зарубежным.

В настоящее время можно утверждать, что открытие международного рынка государственных закупок для украинских компаний станет действенным путем для экспорта украинских товаров.

Нововведения НБУ относительно получения наличных средств

nbu newsНациональный банк Украины своим письмом № 25-0004 от 13.04.2016 г. рекомендовал украинским банкам более тщательно осуществлять мониторинг финансовых операций по получению средств в наличной форме. В частности, при малейшем подозрении в нецелевом использовании перечисленных средств, украинским банкам рекомендовано замораживать движение денежных средств по счетам и блокировать получение средств в наличной форме с помощью банкоматов или через кассу в отделении банка.

Такая рекомендация прежде всего, связана с беспокойством Национального банка Украины масштабностью финансовых операций по получению клиентами банков наличных средств в значительных размерах с помощью платежных карточек. Национальный банк Украины акцентирует, что указанные факты могут свидетельствовать о высоком риске использования услуг банков для легализации криминальных доходов.

Следует отметить, что согласно ч. 1 ст. 48 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» банкам запрещается осуществлять рисковую деятельность, которая может угрожать интересам вкладчиков или других кредиторов банка.

Положением о применении Национальным банком Украины мер воздействия, утвержденным постановлением Правления Национального банка Украины от 17.08.2012 № 346 определены признаки, наличие которых является основанием для заключения Национального банка Украины о проведении банком рисковой деятельности.

Так, по мнению Национального банка Украины, признаком совершения банками рисковой деятельности может быть:

  • получение физическими лицами из нескольких карточных счетов наличных средств, поступивших на такие счета от юридических лиц в качестве возвратной финансовой помощи;
  • поступления средств на карточные счета физических лиц с назначением платежа «под отчет» со счетов нескольких юридических лиц. При этом, перечисленная сумма средств на карточный счет каждого физического лица поступает в сумме, не превышающей 150 000 грн. Однако общая сумма поступлений в течение 1 дня на счет одного физического лица превышает вышеуказанную сумму денежных средств.

Учитывая рекомендации Национального банка Украины, изложенные в письме от 13.04.2016 г. № 25-0004, можно сделать вывод, что украинским банкам рекомендовано не только уделять больше внимания осуществлению надлежащих мер по изучению сути деятельности клиентов, но и анализировать их финансовое состояние и цель проведения клиентами финансовых операций.

Также обращаем внимание на то, что под особым наблюдением Национального банка Украины будут находиться следующе субъекты хозяйствования:

  • период деятельности которых не превышает одного года со дня их государственной регистрации;
  • уставный капитал которых не превышает 1000 грн.,
  • в которых один человек является основателем и одновременно руководителем и / или бухгалтером, другие сотрудники предприятия, кроме руководителя, отсутствуют;
  • перед открытием счета в банке в которых произошла смена собственников;
  • средства, которые получаются такими юридическими лицами наличными или перечисляются другому лицу с последующим получением наличных, поступают на счет (счета) такого субъекта хозяйствования от значительного количества контрагентов с различными назначениями платежей;
  • средства которых регулярно (практически ежедневно) поступают на карточные счета и в тот же или следующий операционный день получаются со счета в наличной форме;
  • в отношении которых по данным Единого государственного реестра судебных решений в отношении клиентов или их контрагентов осуществляется уголовное производство и тому подобное.

Приведенные примеры не являются исчерпывающими. Поэтому, банки будут осуществлять мониторинг финансовых операций и в отношении лиц, не включенных в вышеприведенный перечень.

Анализируя ст.ст. 10 и 17 Закона Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» можно сделать вывод, что рекомендации Национального банка Украины прямо корреспондируются с нормами действующего законодательства Украины. Согласно вышеупомянутым нормам законодательства в случае, если субъект хозяйствования подпадает под вышеупомянутый перечень признаков, украинские банки имеют право:

  • приостановить осуществление финансовой операции, которая содержит признаки рисковой деятельности или отказаться от ее проведения;
  • отказаться от поддержания деловых отношений.